Экономическое районирование украины — принципы, классификация, проблемы

В общем виде управление — это применение определенных рычагов и выполнения действий, которые приводят к изменению состояния объекта, системы или процесса и направлены на достижение поставленной цели. Говоря об организации управления народным хозяйством, как цель, нужно рассматривать создание, поддержку и развитие уровня материального и духовного комфорта членов общества путем решения задач развития его экономики. Это полностью относится и функции управления соответствующей территорией. Решение экономических проблем современности в Украине, характеризующихся кризисом, постоянно углубляется, наиболее эффективно в случае создания оптимальной структуры народнохозяйственного комплекса, внедрение новейших достижений научно-технического прогресса, что обеспечит интенсивное развитие общественного производства, стабильное нарастание его объемов и конкурентоспособности. Но этот путь связан с большими капитальными вложениями, требует значительного промежутка времени для реализации и получения видимых положительных результатов. Поэтому, исходя из реальной ситуации, в современных условиях важно в полную силу использовать организационно-экономические факторы, которые могут быть задействованы оперативно и без существенных затрат.
Гражданство Мальты с помощью инвестиций

Среди них наиболее важным является совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством. Известны и применяются две основные системы управления — отраслевая и территориальная, а также их сочетание в различных вариантах. До недавнего времени управление экономикой осуществлялось преимущественно по отраслевому принципу, в ведение регионов передавались в основном только вопросы социальной сферы. Но на практике перечень задач, которые были вынуждены решать территориальные органы власти и управления, был значительно шире. Среди них целесообразно выделить:

  1. Организация функционирования и развития социальной сферы (как и предполагалось в распределении функций между государством и регионом), необходимой для жизнедеятельности населения данной территории и его последующего воспроизведения.
  2. Управление народнохозяйственным комплексом региона (новая функция). Ответственность территории за решение этих вопросов объясняется тем, что нормальное функционирование народного хозяйства
  • предоставляет населению территории средства к существованию в виде заработной платы и других доходов;
  • формирует финансовые ресурсы через бюджет и внебюджетные фонды для реализации функций государства и государственных территориальных формирований;
  • обеспечивает население региона необходимыми продуктами, товарами и услугами.
  1. Охрана окружающей среды, решение экологических вопросов (также новая функция).
Все эти задачи взаимосвязаны и не могут решаться в отрыве одно от другого. Их реализация нереальна без эффективной системы уиравлиння на территориальном уровне. Отсюда следует, что территориальная система должна осуществлять руководство народным хозяйством, социальной сферой и вопросами экологии, иметь для этого необходимые полномочия, методику и рычаги управления, а также соответствующие структурные подразделения. Конечно, разработка широкого круга проблем территории возможна и через отраслевые органы — министерства и ведомства. Но вопросы развития региона не является их основной функцией, а значит они, как правило, будут решаться сложно и медленно. Кроме того, в условиях все более широкого распространения различных форм собственности отраслевая система, которая рассчитана на организацию в основном государственного сектора, становится неэффективной. При дальнейшем развитии рыночных экономических отношений возможности деятельности отраслевого органа управления сужаются. Это ведет к потере управляемости народным хозяйством, как следствие, к дифференциации субъектов хозяйственной деятельности, их хаотичности и беспомощности, последующего разрушения экономики. Ситуацию объективно усложняет еще один фактор. Современные тенденции в развитии экономики направлены на все более массовое распространение производств и технологий, возникающих на этике отраслей, и тех, которые характерны своим межотраслевым характером. Потребительский рынок диктует условия хозяйственной деятельности, определяет ее целесообразность и эффективность, заставляет производителей выпускать продукцию, выполнять работы и услуги, определены не отраслевой принадлежности предприятия, а исключительно вопросами конъюнктуры. К тому же необходимо учитывать значительные различия регионов по их демографических, природных, геополитических и социально-экономических условий, уровня развития производительных сил и тому подобное. Все это свидетельствует, что при внедрении составляющих рыночной экономики осуществление отраслевого управления народным хозяйством как определяющий фактор объективно невозможно. Нужен безотлагательный и энергичный переход к территориальной системы государственного управления. Он требует прежде всего четкого разграничения функций государства и региона, о чем автором говорилось в предыдущей части исследования. Основными направлениями территориальных управлений должны быть:
  1. В социальной сфере (начнем с нее, учитывая особую важность для человека и общества в целом);
  • обеспечение развития инфраструктуры;
  • регулирования качественных и количественных характеристик размещения населения;
  • полное задействование людей в работе, эффективное использование трудовых ресурсов, осуществления комплекса мероприятий для их воспроизведения;
  • поддержка благоприятного для проживания, работы и рекреации среды;
  • удовлетворения потребностей в продуктах питания, товарах и услугах.
  1. В сфере производства и нематериальной деятельности населения
  • рациональное использование производственного, научно-технического и ресурсного потенциала;
  • участие в решении государственных задач с учетом места региона в общегосударственном разделении труда и специфических интересов территории;
  • создание благоприятных условий для размещения и эффективного функционирования производственных объектов — развитие территориальной производственной инфраструктуры и межотраслевых проектов, выполнения работ общестроительного профиля и т. д.;
  • расширение территориальных производственно-хозяйственных комплексов;
  • отладки совместной деятельности предприятий, внут-рирегиональний разделение труда, специализация и кооперирование;
  • руководство предприятиями местной промышленности, координации выпуска продукции и оказания услуг внутри-регионального характера;
  • содействие всем формам нехозяйственной деятельности (образование, здравоохранение, спорт, искусство и т. д.).
Поскольку переход к рыночным отношениям в экономике и территориальной схемы управления народнохозяйственным комплексом региона осуществляется в процессе работы на всех уровнях и во всех звеньях без всякой остановки функционирования субъектов хозяйственной деятельности и жизни общества в целом (вероятность такой остановки вообще исключена — это смерть для экономики и общества), формирование новых структур должно происходить естественным путем, оставляя все, что себя характеризует и подтверждает положительно. В переходный кризисный период действуют традиционные командно-административные и новые рыночные отношения, а также смешанные их формы и сочетания. Поэтому в процессе создания территориальной системы управления нужно максимально использовать существующий административный аппарат, поскольку цели, задачи и другие элементы системы управления обладают значительной инерционностью. Кстати, если подходить к делу формально, то большинство задач, которые надо решать, остаются практически неизменными, что делает логичным использование опыта соответствующих специалистов. Другое дело — профессиональный уровень управленцев-региональщиков и их инициатива относительно труда в новых условиях оставляют желать много лучшего. Поэтому нужны обучение, переподготовка и отбор с учетом следующих задач территориального метода управления при выходе из кризиса.