Исходные положения школ и учений о региональных экономические исследования. управление региональной экономикой — цели и задачи

Управление социально-экономическими процессами в регионах — это сердцевина политики. Без упорядочения и основательной систематизации взаимоотношений Центра с территориями властные структуры различных уровней просто не смогут положительно решать любые серьезные социально-экономические задачи в любом регионе страны.
строганный брус

Вот почему как никогда актуальна разработка и реализация жестко выдержанной в законодательном плане практической деятельности государства (как прямой, так и косвенной) во всех регионах страны — с одной стороны, и определения сфер интересов, прав и методов деятельности региональной власти всех уровней для того, чтобы каждый регион мог проводить собственную социально-экономическую политику по реализации тех или иных местных целей и задач — с другой. Только при этом условии можно выработать сбалансированный механизм взаимодействия центральных и местных органов власти, застраховаться от однобокого решения тех или иных вопросов, обеспечить реальное единство общегосударственных и региональных интересов. В связи с вышеизложенным возникает необходимость в научно обоснованных обобщениях и практических рекомендациях по налаживанию и совершенствованию управления социально-экономическими процессами в регионах. Конечно, различные аспекты очерченного круга вопросов достаточно подробно исследовали отечественные и зарубежные ученые — специалисты в области экономики, социологии, географии, экологии И. А. Александров, В. М. Архангельский, Б. В. Буркинский, В. Г. Виноградский, К. Дэвис, С. И. Дорогунцов, Ф. Д. Заставный, Ф. Кнемайер, В. Л. Квинт, П. С. Коваленко, Н. И. Ларин, И. Пукинов, В. К. Мамутов, П. Марлен, М. М. Паламарчук, В. А. Поповкин, П. Сельф, А. В. Степаненко, А. Г. Топчиев, Б. В. Финагин, В. С. Хорев, М. Г. Чумаченко, Ж. Шабо, Р. И. Шкипер и др. Но несмотря на большое количество научной литературы по данной проблематике, немало вопросов требуют дальнейшей разработки. Это касается управления социально-экономическими процессами в регионе как в цельной системе; принципов выделения и функционирования в ее составе отдельных подсистем; разработки организационно-экономического механизма управления, эффективно реагирует на любые существенные изменения в социально-экономической сфере региона; роли самоуправления в развитии территории; проблем управления крупным городом и тому подобное. К тому же, исключительный динамизм событий последних лет в стране в целом, так и в ее отдельных регионах, происходящие буквально с «калейдоскопической» скоростью, требуют не только переосмысление и обновление ранее накопленного опыта, но и разработки новых теоретико-методологических основ и механизмов системы управления социально-экономическими процессами на местах. Не случайно в Конституции Украины (ст. 132) указывается на то, что территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традициях. Правительство разработало и внесло на рассмотрение Верховной Рады уже второй вариант проекта Концепции государственной региональной экономической политики. Именно крайне важное значение научных исследований проблем совершенствования управления социально-экономическими процессами, методологии и основных направлений развития и совершенствования системы управления социально-экономическими процессами в регионах, а также поиск путей практической реализации результатов исследования и обусловили актуальность данной темы . Все теоретико-методологические аспекты проблематики охватить просто невозможно. Поэтому в качестве теоретико-методологических задач выделяется следующий круг проблем: • критическое переосмысление всего спектра вопросов, характерных для сложившейся практики управления социально-экономическими процессами в регионах; • определение критериев и осуществления классификации системообразующих факторов регионального комплекса; • построение модели регионального управления, основанная на использовании разноуровневого дерева цепей, программно-целевых методов управления сбалансированным развитием регионов; • определение оптимальной структуры и эффективных функций вертикали управления социально-экономическими процессами в регионах, включающий в обязательном порядке четкое разделение на региональном уровне полномочий и прав государства, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; • разработка реальных бюджетных основ регулирования социально-экономических процессов в регионах, что связано с преодолением фискального характера нынешней бюджетной политики, определением научно обоснованных стандартов расходования средств госбюджета, установлением объективных дифференцированных финансовых нормативов обеспеченности потребностей населения различных регионов страны; • обоснование налоговых регуляторов и рычагов реализации эффективной региональной социально-экономической политики, основанные на стабильности налогов, их стимулирующем характере, а также запрету налогового произвола на местном уровне и т. д.; • разработка регионального механизма реализации приоритетов развития территории, структурной перестройки, демонополизации и разгосударствления экономики; • исследование и разработка технологии финансового оздоровления в регионах, связанной с мобилизацией кредитно-финансовых ресурсов на важнейших, принципиальных направлениях регионального развития, с коренной перестройкой деятельности банковских, финансовых и других структур; без подобного финансового оздоровления становятся невозможны ни структурная перестройка, ни оживления инвестиционной активности в регионах; • исследования сложившейся ситуации относительно роли местного самоуправления в развитии территории; обоснование рекомендаций, направленных на существенный рост этой роли; • принципиальное уточнение понятийного аппарата, теории управления социально-экономическими процессами крупных городов; вычленение наиболее важной совокупности проблем, которые необходимо в первую очередь решать в рамках системы управления крупными городами; • обоснование новых теоретико-методологических и методических подходов к созданию свободных экономических зон. Прикладные разработки включают: • анализ социально-экономической ситуации в украинском Причерноморье; • выделение общеэкономических и региональных факторов развития народнохозяйственного комплекса Украинского Причерноморья; • формирование системы важнейших приоритетов социально-экономического развития данного региона;