Экономическое районирование украины — принципы, классификация, проблемы часть 3

Важным элементом, который должен быть задействован в реформировании экономических отношений в государстве, прежде всего, человеческий капитал. В условиях снижения экономической активности населения и соответственно его жизненного уровня эта составляющая эта составляющая стартового потенциала регионов испытывает глубокого воздействия. Этот факт подтверждается ограничением рынка потребностей населения в результате снижения его доходов, увеличением категорий населения, нуждающихся в социальной помощи, ухудшением здоровья людей и тому подобное. Следует отметить, что специфические особенности демографических и профессионально-квалификационных процессов того или иного региона Украины выступают в качестве вспомогательного ориентира при определении производственной спкциальзации региона, структурно-территориальной трансформации хозяйственного комплекса страны. В качестве примера оценки стартовых условий развития региона и учета его этнически-исторических территориальных особенностей можно привести характеристику рынка труда Львовской области. Особенностью занятости населения области является традиционная ее праценадлишковисть. В регионе продолжает развиваться сформирован годами специфический тип экономического поведения населения с характерными признаками высокой ее мобильности и подсобной занятости. В процессе регулирования занятости населения области должны быть учтены ментальные особенности предпринимательской деятельности, которые присущи отдельным этнокультурным группам населения. Так, в пределах Львовской области проживают гуцулы, якизаселяють горные районы, лемки — переселенцы из Польши, другие этнические и этнокультурные группы.
гражданство мальты за инвестиции

В Закарпатской области хорошо известна спецефическими ментальность к земледелию среди венгерского населения, высокое мастерство строителей из числа румынского населения, известные традиции развития ремесла, гончарного дела среди цыганского этноса и тому подобное. Врхування указанных особенностей влиять не только на регулирование занятости населения региона, но и играть соответствующую роль при определении конкретных мер, направленных на повышение экономической активности населения, в решении проблем размещения и рационального использования трудовых ресурсов, при корректировке хозяйственной специальзации регионов. Для преодоления деструктивных явлений в развитии регионов необходимо привлекать общие и специфические, в соответствии с особенностями региона, методы реализации региональной политики, которые будут охватывать весь спектр ее составляющих и учитывать индивидуальной, региона. Среди таких методов можно выделить следующие:

  • Применение режимов льготного налогообложения и кредитования кризисных территорий (например, в СВЕЗ «Яворов», «Курортополис Трускавец»);
  • Составление и реализация региональных инвестиционных программ в тесной связи с вопросами реорганизации действующих производств и создание новых, с учетом ситуации на локальном рынке труда в административных районах;
  • Предоставление приоритетного значения мобилизации внутренних финансовых ресурсов региона через развитие ипотечных отношений, концентрацию доходов от приватизацииб предоставления муниципальных займов, продажа объектов незавершенного строительства и т. п.;
  • Предоставление дополнительных льгот зарубежным инвесторам, которые будут способствовать расширению сферы приложения труда и производству конкурентоспособной продукции;
  • Стимулирование развития мелкого предприятия через поощрение частного бизнеса, создает новые рабочие места, и стимулирование дополнительного найма рабочей силы и использования нетрадиционных форм занятости;
  • Преобразование социальной политики с средства в цель всех экономических преобразований, способствовать гармонизации взаимоотношений центра и регионов и обеспечивать условия для регионального повышение благосостояния населения;
  • Предоставление государственной поддержки через реализацию долгосрочных государственных региональных социально-экономических программ, что повысит эффективность управления регионами и будет способствовать ликвидации межрегиональных диспропорций;
  • Совершенствование существующей межрегиональной статистики с целью повышения уровня информационно-статистического обоснования целей и рычагов региональной политики, что позволит создавать мониторинговые системы социально-экономического положения региона для обоснования мероприятий государственной и корпоративной политики по принятию решений о распределении государственных ресурсов (субсидий) между регионами и предприятиями, вложенные инвестиций, проведения политики ресурсосбережения и защиты окружающей среды регионов;
  • Создание «полюсов (центров) социально-экономического роста» в социально-экономических районах, которые помогут создать мощный экономический каркас территории, позволят сэкономить часть национальных средств и оптимизировать миграционные процессы;
Указанное выше указывает, что для обеспечения экономической и политической безопасности государства, достижения устойчивых темпов роста социально-экономических процессов необходимо активизировать действия высших властных структур по реализации региональной политики в Украине. 3. Классификация и характеристика современных экономических районов Украины При выделении экономических районов учитывают два основных принципа:
  1. Экономический. Каждый экономический район является специализированной территориальной частью единого народнохозяйственного комплекса крфины с определенным комплексом вспомогательных и сервисных производств. Специализацию района определяют только те отрасли, в которых затраты труда и средств на производство продукции и ее транспортировки к потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Итак территориальная организация хозяйства в выделенных районах должна способствовать достижению наивысшего экономического эффекта во всем народном хозяйстве страны и каждому экономическом районе.
  2. Административный определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны.
Естественное серидовище учитывается в экономическом районировании, поскольку оно влияет на развитие производительных сил при формировании национальных образований, установление государственных границ и политико-административного устройства. Итак, можно считать, что природная среда влияет на экономическое районирование опосредованно, через указанные факторы. Транспорт тоже влияет на экономическое районирование не напрямую, а через территориальное разделение труда. Украина сейчас состоит из территорий, которые имеют существенно отличный исторический опыт, и в каждом случае этот опыт для нас огромную ценность. В стране давно существуют проблемы взаимоотношений центральной и региональной власти, области и города. И эти проблемы — следствие самого устройства современного украинского государства, хотя иногда такие конфликты и имеют вид, как сугубо личные противоречия конкретных мэра и губернатора. Cоборна Украина может строиться только по принципу «единство в разнообразии», имперская государственная модель у нас невозможна, и никому не нужна. Любое насилие одного региона над другим, одного этноса над соседями для всех нас совершенно неприемлемо. Однако реальность нашей жизни не позволяет одним усилием воли или одной директивой решить клубок проблем регионального устройства. С одной стороны, если административным решением дать регионам качественно новый уровень самостоятельности, а не укрепляя при этом их связи друг с другом через центр непосредственно, это будет способствовать росту амбиций местных элит и регионального капитала, и нарастание тенденций региональной «суверенизации» способно создавать проблемы для целостности страны. С другой стороны, если административными мерами зажимать регионы, то это лишь усилит их раздражение и центробежные настроения. Где выход?