Кластеры как форма рыночной централизации апк часть 2

В каждой стране в частности создан ряд организационных образований, объединяющих производителей отдельных продуктов с одной стороны, и соответствующих перерабатывающих предприятий — с другой. Во Франции, например, интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей представляют сельскохозяйственные палаты и профессиональные союзы, которые являются выборными органами из числа фермеров и их семей.
https://medcanal.ru/topic/114-vyvihnula-sebe-palets-i-on-silno-opuh/

На национальном уровне действует Постоянная ассамблея сельскохозяйственных палат, объединяющая президентов региональных палат. Она разрабатывает и согласовывает позиции в области национальной и европейской сельскохозяйственной политики, вносит предложения по решению земельных и налоговых проблем. Постоянная ассамблея имеет прямые контакты с Президентом Франции, парламентом и правительством. Для решения проблем координации сельскохозяйственных и промышленных частей АПК в стране созданы так называемые межпрофессиональных союза. Кроме них, в направлении межотраслевой координации действуют органы государственного регулирования экономики. Согласно действующему законодательству Франции в области производства и сбыта каждого сельскохозяйственного продукта или группы родственных продуктов может действовать только один межпрофессиональных учреждение, утверждена государственными органами. Поскольку каждая организация управляет только определенным продуктовым рынком, все они в совокупности будто расчленяют, структурируют сельскохозяйственный рынок на отдельные региональные кластеры. На рынке зерна функционирует ONIC, сахара — FIRS, мясного скота — ONIBEN, молока — CNIEL и т. д. Процесс создания межпрофессиональных организаций во Франции был длительным, но сейчас можно сказать, что в стране сформировалось единое представление и единые подходы к их задач как национальных монополий по соответствующим видам продовольственных товаров. Завершился такой процесс с учетом специфических национальных особенностей и в других странах Европейского Союза, а также в Канаде, США, Японии и др. Для реализации целей и программ, которые разрабатываются кластером, создается управляющий орган, который может быть представлен в виде неправительственной общественной организации, которая включает в себя представителей всех видов частного бизнеса, науки и государственных учреждений. Именно с этой позиции можно утверждать, что исследованные организации вполне можно отнести к категории кластерных. Кроме того, их можно рассматривать как особую форму рыночной централизации, которая призвана решать ряд проблем, связанных с повышением эффективности общественного производства и обеспечения международной конкурентоспособности национальной экономики. В докладе, которая базировалась на исследовании 114 крупнейших регионов США, утверждалось, что ряд регионов стали процветать, превратившись в центры новой наукоемкой экономики благодаря развитию сферы услуг или созданию новых видов производства — от новых видов продуктов питания к компьютеру обслуживание компьютеров и электроники. Другие регионы стали более конкурентоспособными за трансформацию старых видов производств (текстильная и автопромышленность) в новые, более производительные направления, которые начали развиваться преимущественно через формирование промышленных кластеров. В докладе также отмечалось, 90% новых рабочих мест в США создавалось в таких регионах. Отсюда можно сделать вывод, что основное назначение кластеров является создание наукоемких новых товаров на основе объединения усилий предприятий различных отраслей, научно-исследовательских институтов и тому подобное. Концепция кластеров обеспечивает развитие особой формы мышления во многих отраслях политики и экономики. Основано на понятии кластеров мышления, среди других направлений, может направлять экономическую политику государства на науку и новые технологии, на образование и создание человеческого капитала в стране, на содействие экспорту и иностранным инвестициям. Ориентация на кластеры в правительственных структурах обеспечивает также централизованный механизм, с помощью которого правительство может улучшить свою информированность о реальных затратах и преимущества, связанные с конкретными политическими действиями, а также повысить мотивацию правительственных организаций по более эффективной экономической политики. Непрерывная оценка кластеров дает мощный инструмент для определения эффективности широкомасштабной экономической политики, для выявления недостатков и поиска качественных практических решений. Общие проблемы для нескольких различных кластеров могут быть признаны приоритетными государственными программами. В свете вышеизложенного, Украине следует критически оценить все последствия функционирования АПК в условиях открытости под влиянием стихийных рыночных регуляторов. Предметом особой важности должно быть повышение эффективности государственного регулирования аграрного сектора путем создания кластерных группировок. Введение вышеупомянутых мероприятий будет способствовать повышению эффективности функционирования АПК, оптимизации расходов на финансовую поддержку сектора со стороны государства, формированию в аграрной сфере здоровой конкуренции, а отсюда лучшее использование Украине сравнительных преимуществ в обеспеченности сельскохозяйственными ресурсами, имеет большое экономическое, политическое и социальное значение. Список литературы

  1. Указ Президента Украины «О мерах по обеспечению формирования и функционирования аграрного рынка». 6 июня 2000г. // Официальный вестник Украины. — 2000. — №23. — С.20-22.
  2. Указ Президента Украины «О неотложных мерах по стимулированию производства и развития рынка зерна». 29 июня 2000г. // Официальный вестник Украины. — 2000. — №26. — С.51-53.
  3. Указ Президента Украины «О мерах по развитию продовольственного рынка и содействия экспорту сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров». 7 августа 2001г.// Официальный вестник Украины. — 2001. — №32. — С.5-6.
  4. Войнаренко М. Концепция кластеров к возрождению производства на региональном уровне // Экономист. — 2000. — №1. — С. 36-39.
  5. Мингалева Ж., Ткачева С. кластеры и формирование структуры региона // МЭ и МО. — 2000. — 495 с.
  6. Портер Майкл. Конкуренция. — М .: Вильямс, 2000. — 495 с.
  7. Портер Майкл. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран: Пер. с англ. / Под ред. В. Д. Щетинана — М .: МО, 1993. — 896 с.
  8. Соколенко С. И. Глобализация и экономика Украины. — М .: Логос, 1999. — 568с.