Прошлое, настоящее и перспективы производства молока в украине

Прошлое, настоящее и перспективы производства молока в Украине Молоко и молочные продукты являются чрезвычайно ценными и незаменимыми продуктами питания, особенно для детей и пожилых людей. Поэтому проблема производства молока и изготовление молочных продуктов всегда является чрезвычайно актуальной. К большому сожалению, в Украине эта проблема решается очень плохо. Так, в начале 90-х годов в Украине во всех категориях хозяйств производилось 24500000. Тонн молока, 75-80% из которого перерабатывалось на украинском, отечественных молочных предприятиях. Почти вся эта продукция потреблялась населением Украины, и потребление молока и молочных продуктов на душу населения тогда составляла 373 кг. Это, по сути, является научно обоснованной нормой потребления. И вот, в прошлом году в Украине всеми категориями хозяйств произведено только 13400000. Тонн молока, или 55% от того, что производилось 12 лет назад. Производство молока уменьшилось на 12,1 мон. тонн, а потребление на душу населения составило около 200 кг. По сути, в Украине потребляется молока и молочных продуктов только 55% от научно обоснованной нормы.
Antwerpen Diamonds

Причиной такого положения можно назвать «реформы», которые негативно отразились на всем сельском хозяйстве, особенно на отрасли животноводства, и, как следствие, — на области переработки и изготовления молочных продуктов. В связи с этим сегодня главным вопросом и проблемой всех производителей и переработчиков молока является наращивание темпов производства молока и молочных продуктов, то есть увеличение объема производства с целью достичь хотя бы приближения к научно обоснованной нормы потребления. По сути это является главной задачей созданной в сентябре 2001 года Союза молочных предприятий. Главной причиной спада производства стало то, что молочное скотоводство оказалось убыточным в Украине. По данным материалов хозяйств всех форм собственности, оно и сейчас является убыточным, и в рыночных условиях товаропроизводитель не считает необходимым им заниматься. В связи с этим резко уменьшилось поголовье коров, которых было больше 9 млн., А осталось только 4900000. Если тогда, в 90-х годах, надой от коровы составлял около 3 тыс., То за прошлый год он составил около 2 тыс. кг. К такому уменьшения доказала прежде убыточность, и как следствие незаинтересованности товаропроизводителя. Кроме того, производители молока и предприятия-переработчики сегодня не связаны между собой никакими, особенно экономическими рычагами. Каждый работает на себя: производитель старается выработать больше молока и подороже реализовать его с тем, чтобы иметь какую-то выгоду. Переработчик наоборот — старается закупить молоко для переработки по дешевой цене, чтобы тоже иметь соответствующую выгоду. Как следствие — недоразумения между производителем молока и переработчиком, в связи с чем, по сути, возникла угрожающая ситуация относительно обеспечения населения этими ценными продуктами питания. Есть ли выход из создавшегося положения? На самом деле их много, и они уже были определены в прошлом. Но в связи с тем, что в Украине рынок не является регулируемым, а скорее отпущенным на самотек, то даже те хорошие ростки, которые были в 90-х годах, то есть связи между переработчиком и производителем — их по существу не стало. Нужно, наверное сделать так, чтобы в производстве молока был заинтересован производитель, а в его переработке был заинтересован переработчик. Для того, чтобы был заинтересован производитель, ему при реализации молока должна вернуться стоимость самого молока, хотя бы небольшое количество денег на реконструкцию, расширение, восстановление отрасли, да еще и должен остаться прибыль. Перерабатывающие предприятия тоже должны иметь от конечной цены готовой продукции возврат затрат на переработку и упаковку, определенное количество денег для переоснащения отрасли, и прибыль. Сегодня ни производитель, ни переработчик этого нет. В связи с этим, около 30% молочно-перерабатывающих предприятий, которых в Украине насчитывалось более 500, вообще не работают, а те, которые работают, очень мало используют производственные мощности. С одной стороны в половину уменьшилось количество сырья, а с другой — ни в товаропроизводителя, ни у переработчика не имеет экономической заинтересованности. Выход, исходя из опыта других стран, и того, что уже было сделано в Украине, — в интеграции товаропроизводителя и переработчика. Обе стороны должны работать на конечный результат, но должна быть и экономическая заинтересованность обеих сторон. То есть нужны правила экономической игры, и пока эти правила не будет, до тех пор отрасль будет гибнуть. Ярким примером является сегодняшнее положение, когда перерабатывающие предприятия резко снизили закупочные цены на молоко, и производитель начинает массово сдавать коров на мясо, а корова — это ресурс, в первую очередь молока, а поскольку в Украине очень мало мясного скотоводства, то еще и ресурс мяса. То есть рубится сук, на котором мы сидим, проблема обеспечения населения молоком и молочными продуктами углубляется. Переработчик в это время еще меньше использует свои мощности, или вовсе останавливает молокоперерабатывающие предприятия. Если бы обе стороны работали в какой-то степени на конечный результат, то надежд по Украине никогда не уменьшился бы до 2 тысяч кг, потому товаропроизводитель заботился бы о том, чтобы иметь такую корову, которая давала хотя бы 7- 8000 кг молока, то есть конкурентоспособную, корову мирового уровня. Тогда переработчик думал бы о модернизации, улучшения своих линий, и производил бы конкурентоспособную продукцию. Примеры таких правда еще не до конца интегрированных отношений, уже появляются в Украине. Это «Галактон», киевское молокоперерабатывающее предприятие, которое сегодня полностью обеспечен сырьем, производит конкурентоспособную продукцию, платит хозяйствам за молоко такую цену, которая уже выгодна товаропроизводителю. В связи с этим товаропроизводитель переспециализовуеться на производство молока, создает коров мирового уровня, подчиняет для этого большую часть земли для производства кормов. Таким образом, элементы экономической игры между товаропроизводителем и переработчиком уже есть. Одной из главных задач созданной Союза переработчиков является обобщить это хорошее начало, и начать его рекламировать, пропагандировать, внедрять в других регионах Украины, и только это может дать положительные результаты в решении этой актуальной проблемы. Конечно, создание Союза молочных предприятий без товаропроизводителей не может решить эти вопросы в полной мере. Возможно, в Союз должны войти производители, или наоборот — по опыту других стран, создать свою Союз производителей, а затем из Союза производителей и переработчиков сформировать общий совет, который бы координировал работу обеих сторон, и рекомендовала правила экономической игры, которые были взаимовыгодными. Здесь не обойтись без государственного вмешательства, потому что мы видим, к чему привел нерегулируемый рынок. Отбросив намерения управлять производителем или переработчиком, надо осознать, что во всем мире и производитель, и переработчик координируются государством. Государство или полностью устанавливает базовую цену сырья, закупаемого и выпускаемой молокоперерабатывающими предприятиями, или государство должно установить базовую цену на какое-то количество сырья, закупаемого и продаваемой продукции с учетом затрат производителя и переработчика для малообеспеченных слоев населения (в том числе пенсионеров с малыми пенсиями) — а таких большинство. Остальное сырье товаропроизводитель с переработчиком должны перерабатывать в такую продукцию, чтобы на ней они имели еще большую прибыль. Именно это могли бы разработать и рекомендовать государственным органам две Союза — товаропроизводителей и переработчиков, или уже существующая Союз молочных предприятий, в которую на равных правах влились производители молока. В начале 90-х годов производилось 24500000. Тонн, из них 18 млн. Тонн составляла квота, которую государство гарантированно выкупала и оплачивала. Возможно, сегодня не надо квоты на 75-80% сырья, а только на такое количество, которое необходимо для закрытых предприятий (армии, тюрем, милиции, больниц, домов престарелых, детских учреждений) и Госрезерв на случай стихийного бедствия. Кроме того, должно быть определено количество сырья для межправительственных соглашений. Например, через правительственное соглашение можно поставлять молочную продукцию в Россию, или кавказским республикам, а оттуда брать те же цитрусовые. Но все это нужно делать на основе межправительственных соглашений и прямым поставкам туда и обратно, а не через посредников, которые чрезвычайно удорожают продукцию. При сегодняшнем спаде производства молока и продукции из него она не продается полностью не потому, что ее много, а потому, что покупательная способность людей, особенно пенсионеров, такова, что не позволяет каждый день есть молочную продукцию, а некоторые не могут ее есть даже то неделю. А поэтому введение базовых цен и квоты, или государственного заказа, который кстати является в других странах мира, позволит быстрее решить проблемы молочной отрасли. Требуется также реструктуризация перерабатывающей отрасли. Небольшие молокоперерабатывающие предприятия с устаревшим оборудованием или перестанут существовать, или станут перевалочными пунктами крупных молочных кампаний. Если Украина уже дошла до опасности в молочной отрасли, то Союз молочных предприятий, совместно с производителями, должна вывести отрасль из упадка. Надо осознать, что резать корову нельзя, потому что следующая генерация может быть только через 4-5 лет, что очень опасно. Сегодня товаропроизводитель хочет улучшить поголовье, но при отсутствии финансов, он не может это сделать, потому что нужно осеменить корову спермой, доза которой стоит минимум 15 грн., От которой можно получить корову с удоем хотя бы 4,5-6 тысяч кг, после чего еще раз осеменить, и получить уже корову с удоем 7-8 тысяч кг. А если производитель не имеет на это денег, то переработчик, который закупает у него сырье, может закупить эту сперму и отдать «в кредит», за счет сданного сырья