Исходные положения школ и учений о региональных экономические исследования. управление региональной экономикой — цели и задачи часть 2

• разработку организационно-экономического механизма реализации этих приоритетов, связанную с определением комплекса методических решений непосредственно практической значимости; • обоснование новых подходов к развитию индустриального, мор-хозяйственного, аграрного и санаторно-рекреационного комплексов региона; • анализ реальной ситуации и выработка рекомендации по формированию свободных экономических зон, развития прибрежной и приграничной торговли в регионе. На страницах научных изданий, средств массовой информации происходит множество дискуссий по различным аспектам региональной социально-экономической политики, совершенствования управления социально-экономическими процессами в регионах и т. Д. Как с учеными-регионалисты, так и с практическими работниками, занимающимися организационно-хозяйственной деятельностью на местах.
Готовитесь к свадьбе? Для красивой свадьбы нужны роскошные цветы. весільний букет львів заказывайте на floristika.lviv.ua
Некоторые пытаются доказать, что не следует разделять региональную социально-экономическую политику на государственную социально-экономическую политику в регионах и собственную социально-экономическую политику регионов. Считают, стоит говорить о регионализации государственной социально-экономической политики. Но так ставить вопрос пока рано. Лишь после того, как в действующем законодательстве будут определены единые и оптимальные правила формирования и принятия госбюджета, разработки местных бюджетов, определение и обоснование программ социально-экономического развития, можно будет говорить об элементах регионализации государственной социально-экономической политики. Действительно, о какой реальной регионализации государственной социально-экономической политики может идти речь, если сегодня местные власти всех видов и уровней не имеют никаких действенных рычагов для перелива финансовых и других видов ресурсов с кредитно-банковской и непроизводственной сфер в сферу материального производства, погибает на глазах; не могут даже в малейшей степени обеспечить возвратную финансовую помощь предприятиям, которые способны увеличить выпуск продукции на экспорт и на внутренний рынок; не в состоянии предоставить также товарные кредиты (за счет, в конце концов, регионального госзаказа) сельскохозяйственным товаропроизводителям. Да и сами по себе региональные органы власти в организационном плане весьма далеки от того, что мы называем гибкой и эффективной системой управления социально-экономическими процессами на местах, так как не являются оптимальными и действующими организационно-управленческими структурами. Первый шаг к регионализации государственной социально-экономической политики — это, с одной стороны, четкое определение самих основ деятельности государства на региональном уровне, а с другой стороны — выделение стратегических целей и направлений своей социально-экономической политики регионов. Последний момент особенно важен, однако на уровне высшей исполнительной и законодательной ветвей власти ему нередко предоставляется чисто формальное значение. В данной работе эта проблематика рассматривается именно с противоположных позиций. Вот почему столько внимания сосредоточивается на таких элементах собственной социально-экономической политики регионов (порой весьма нетрадиционных), как инвестиционные и другие территориальные программы (связанные в том числе со сдачей региональной недвижимости в аренду с предоплатой за несколько лет вперед; предоставлением региональным органам власти права на соучредительство и т. п.); формирования эффективной (и прежде всего в социальном плане) коммунальной собственности. Сейчас ведется много споров вокруг самого понятия «регион». Регион — большой экономический район — это сложная экономическая система. Но вряд ли в нынешнем состоянии большие экономические районы можно считать экономическими системами. Более того, сейчас регионы — это такой же «россыпь» субъектов хозяйствования, как и нынешняя экономика в целом. Что же касается формирования регионов в виде сложных социально-экономических систем, то здесь явно не хватает, системообразующего начала, своеобразного стержня. Если мы не будем исходить из того, что регионы — это исключительно сложные социально-экономические системы (со всеми совершенно очевидными «недостатками» с позиции «чистого» логистики и системного подхода), мы никогда не сможем перейти от нынешней схемы регионального управления территориями в системе их административного деления (область, район, местность) до непосредственного управления целостными экономическими территориями. Действительно, разве можно сформировать наиболее эффективную модель крупного экономического района (региона) и, соответственно, определить оптимальные методы управления им, если в научных разработках господствующее положение будет занимать позиция, согласно которой регионы в их нынешнем виде совершенно — чисто лишены любых системных признаков, а на практике по-прежнему региональные органы власти всех уровней и видов будут действовать в определенной степени обособленно, исходя из интересов своих административных территорий (район, город, область), но никак не региона (большого экономического района) в целом. Не случайно, сегодня регионы, охватывая, как правило, несколько областей, не имеют даже соответствующих координирующих центров. Иначе говоря, в отношении регионов, в общем-то, отсутствуют какие-либо цельные подходы к управлению и регулирования. Конечно, в подобной ситуации можно пойти нашим традиционным путем: либо изменять границы административного деления, доводя их до охвата территории каждого региона; или сформировать очередную административную надстройку в масштабах нескольких областей (например, из состава соответствующих облгосадминистраций). Однако административно-территориальный передел страны в условиях жесточайшего экономического кризиса только усложнит выход из него. Что касается очередной административной «надстройки», сложившейся к тому же на основе уже функционирующих региональных органов исполнительной власти, то это только усложнит процесс принятия и реализации управленческих решений, увеличит и без того раздутый аппарат управления и, соответственно, расходы на его содержание (при отсутствии реальных источников покрытия этих расходов). Региональная социально-экономическую политику можно определить как совокупность таких экономических, правовых и административно-организационных средств и методов, которые учитывают и органично согласовывают между собой весь комплекс общегосударственных и местных интересов, будучи направленными в результате на полнокровный, равноценный и равномерное развитие регионов. Стратегической целью этой политики должно быть повышение жизненного уровня населения регионов страны на основе качественного улучшения использования ресурсного потенциала регионов, принципиально новых подходов к развитию их производительных сил, коренного изменения экологической ситуации. Что касается стратегических целей и задач деятельности государства на региональном уровне, то они должны обеспечивать: • четкое определение основных направлений и приоритетов развития всех без исключения регионов страны;