Экономическое районирование украины — принципы, классификация, проблемы часть 2

Учитывая недостатки существующей структуры управления регионом, которая состоит из двух разнородных систем — выборной в виде Советов народных депутатов, а также их исполнительных комитетов в областях, городах, поселках и селах, и предназначенной Президентом в виде государственных администраций (на уровне областей и районов), — автор отмечает необходимость установления на всех уровнях (области, города, района) единой системы управления, которая исключала бы двоевластие при управлении экономическим развитием территориальных единиц государства. Конечно, для этого нужны изменения в законодательстве. Регулирование социально-экономического развития области должно проводиться с помощью впервые предложенного автором четырехуровневого планирования перспективного и текущего характера, которое включало бы в себя такие составляющие в виде разработанных и утвержденных документов:

  • концепция развития региона;
  • долгосрочная программа по реализации целей и задач концепции
  • годовой план социально-экономического развития;
  • организационно-управленческие меры по реализации плановых показателей.
Такой подход позволяет достаточно эффективно проводить регулирования экономических процессов, происходящих в народнохозяйственном комплексе региона.
Седат Игдеджи

Состояние социально-экономического развития территории, таких ее составляющих, как промышленное производство и сельскохозяйственный сектор, ситуация в социальной сфере, эффективность использования природных ресурсов и другое в данной части исследования будет беспристрастно показано автором на примере полесской Черниговской области. Внимание уделяется также следующим направлениям жизнедеятельности: демографическая ситуация, свободные экономические зоны, внешнеэкономическая деятельность, сельская служба быта. Программный подход при условии комплексного решения вопросов определяет суть частей книги, где речь идет о Государственной программе социально-экономического развития Полесья и регулирования социально-экономического развития области. При изучении ситуации никуда не деться от страшного бедствия Чернобыля — оно тоже присутствует и незаживающей раной напоминает о себе. Завершает исследование «Концепция социально-экономического развития Черниговского региона», разработанная автором. Указывается на общегосударственные сложности, включая борьбу между ветвями власти, недостаточное законодательное обеспечение, ошибки высших управленческих структур, которые тем или иным образом влияют на ситуацию в области. На базе аналитических исследований большого по объемам и расположенного на значительном отрезке времени материала в отношении экономики и социальной сферы предоставляются выводы и предложения по выходу из кризиса и тяжелой ситуации настоящего. 2. Региональные проблемы социально-экономического развития Украины Перспективы обновления социально-экономического развития Украины определяются реалиями современности: экономической политикой государства, его нормативно-правовым обеспечением, стабильностью политической ситуации, уровнем жизни населения и тому подобное. Современное состояние отечественной экономики характеризуют признаки затяжного экономического кризиса, которые сочетают в себе как закономерные, первичного происхождения кризисные явления: падение объемов производства, деградация хозяйственной структуры, потеря рынков сбыта в основном обрабатывающей промышленности и соответственно сужение рынка продукции высокотехнических производств, так и следственные кризисные явления производного характера, в частности финансовая нестабильность, недостаточная активность инвестиционных процессов, сокращение налоговой базы, наращивания внутреннего и внешнего государственного долга и тому подобное. Следует также отметить существующую териториальнудиференциацию регионов страны по объемам валового внутреннего продукта, уровнями инвестиционной активности, занятости, социального обеспечения. Так, наибольшие объемы ВВП в 1997 году приходятся на Донецику область (19,9% к итогу), Днепропетровске (16,4%), а наименьшие объемы зафиксированы в Закарпатской (0,5%) и Волынской (0,6%) областях . Приведенные признаки определяют масштабы социально-экономического кризиса, характеризуя сложившуюся ситуацию в стране как способствующую разрушению украинской экономики. При существующих социально-экономических условиях одним из положительно действующих стратегических направлений оздоровления экономики страны, как определяется в научных разработках Киевской, Львовской, Донецикои, Харьковской и других научных школ регионалистики, а также различными уровнями управленческих структур, является формирование мощного экономического каркаса территории Украины через реализацию в государстве рыночной модели региональной политики. В основе этой модели, которая выступает как самостоятельная политико-еконоична категория и одновременно является составляющей национальной стратегии социально-экономического развития Украины должны быть заложены общественные теории регионального роста. Кроме того, при формировании модели регионального развития страны необходимо учитывать принципы посткейсианськои теории регионального развития и теории жизненного цикла товара. Согласно приведенным теориями регионального развития в разных регионах Украины нужно сформировать структуровизначальни для всего национального комплекса базовые производства, которые и станут источником повышения уровня экономического развития каждого региона, государства в целом. Для реализации данного стратегического направления экономической политики необходимо после проведения экономической диагностики, то есть анализа хозяйственной специфики регионов, а именно их природно-ресурсного потенциала, имеющихся финансовых и трудовых ресурсов, учитывая реальные возможности и ограничения их оптимального использования и основные проблемы региона, осуществить выбор приоритетных для каждого региона материальных производств, благодаря развитию которых станет возможным повышение эффективности их функционирования. Стоит лишь добавить, что в сегодняшних условиях особое внимание следует уделять укреплению потенциала регионов экспортно-ориентированной специализации. Реализация вышеуказанной стратегической цели региональной политики на современном этапе требует соблюдения двух обязательных условий. Первая касается сохранения территориальные целостности хозяйственного комплекса страны, а вторая, согласно с Концепцией устойчивого развития, заключается в соблюдении принципа энергетической и экономической сбалансированности в развитии отдельных регионов. Суть этого принципа заключается в том, что имеющийся ресурсный потенциал региона определяет и ограничивает его энергетическую мощность и соответствующий уровень его возможностей (резервов развития). Параллельно нужно отметить, что реализация мер, направленных на достижение стабилизации производства в регионах, должна сопровождаться минимально возможными негативными последствиями в социальной и экологической сферах.