Исходные положения школ и учений о региональных экономические исследования. управление региональной экономикой — цели и задачи часть 3

• разработку на уровне высшей исполнительной власти системы экономических методов и рычагов реализации выбранных направлений и приоритетов развития; • соблюдения общего законодательства; • важнейшие социально-экономические права граждан; • функционирования единой денежной, бюджетной и таможенной системы; • развитие инфраструктуры, имеющей общенациональное значение, (энергетика, транспорт, связь, информатика); • распределение по властной вертикали объектов государственной собственности; • создание на уровне общегосударственного законодательства равных налоговых, финансово-кредитных, научно-технических возможностей для активной мотивации трудовой деятельности, развития добросовестного предпринимательства, рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, экологического и социальной защиты населения, осуществление активной демографической политики. На высшем законодательном и исполнительном уровнях должны быть не только четко сформулированы сферы интересов, прав и методы деятельности региональных властей всех уровней, но и определены реальные механизмы их осуществления.

Красота во все века радовала глаз мужчины
Всего этого пока нет. Выход из создавшейся ситуации, видим в перераспределении между Центром и регионами целого ряда прав и обязанностей, в передаче многих направлений социально-экономического реформирования непосредственно на региональный уровень. Нельзя забывать, что вопрос распоряжения общегосударственной форме собственности, приватизации объектов коммунальной собственности, развития социальной и локальной производственной инфраструктуры, социальной защиты населения, развития предпринимательства, осуществление земельной реформы, охраны окружающей среды все больше и больше должны решаться, исходя из внутренних интересов и потребностей регионов при максимальном использовании местных ресурсов. Равной, если даже не в большей степени, это касается вопросов формирования региональных рынков капиталов, товаров и рабочей силы, создания и функционирования свободных экономических зон, развития прибрежной и приграничной торговли, экспортных и импортозамещающих производств. очерчен круг вопросов представляет то, что мы называем своей социально экономической политикой регионов. Важно при этом соблюдение государством принципа приоритетности общенациональных интересов при решении любого рода региональных проблем. Региональная политика (региональная социально-экономическая политика) с точки зрения структуры включает в себя такие элементы, как цели и механизмы их реализации, объекты и субъекты. О целях говорилось выше. Коснулись и вопрос о механизмах реализации (развитие новых производственных отношений, бюджетное и инвестиционное регулирование, программное обеспечение). Опыт независимого развития Украины убедительно показал, что социально-экономическое реформирование требует эффективной и гибкой региональной политики. Между тем, отношения между центром и регионами, а также межрегиональные отношения продолжают оставаться неурегулированными. Это обостряет экономическую разобщенность и порождает дезинтеграционные процессы. Социально-экономическая неурегулированность подталкивает как политические силы, так общегосударственные и региональные органы власти к конфронтации на этой почве. Говоря о региональной политике, следует иметь в виду, что, с одной стороны, она жестко связана с четко отработанной в законодательном плане практической деятельностью государства во всех регионах страны, а с другой стороны — с социально-экономической политикой, проводимой на базе общегосударственного законодательства самими регионами для достижения тех или иных местных целей и задач. Каждый региона страны должен иметь собственную модель развития, базируется на его приоритетах и особенностях. Например, для Карпатского региона приоритетными должны быть электроника и электротехника, сельскохозяйственное и автомобильное машиностроение, химическая промышленность, лесопромышленный комплекс, а для Центрального региона — авиастроения, точная механика и оптика, легкая и пищевая промышленность, наукоемкие производства. Кстати, во всех без исключения развитых странах усиливается степень государственного регулирования экономики. Сегодня у них государство осуществляет до 55% всех инвестиций в основной капитал, финансирует до 70% всех расходов на фундаментальные исследования и тому подобное. Одним словом, государство берет на себя прямую ответственность за важнейшие финансово-экономические параметры общественной жизни. Лауреат Нобелевской премии в области экономики, известный американский ученый В. Леонтьев, который сравнял функционирования экономики с яхтой, плывущий по морю, и провел такую аналогию. Чтобы дела у экипажа яхты шли успешно, ему нужны ветер, парус и руль. Ветер, дующий в паруса — это заинтересованность, предприимчивость; руль — государственное управление. Если при сильном ветре поднять паруса и бросить руль, то яхту может вынести на скалы, где она разобьется. Как поучительный пример он приводит Японию, где большую значимость имеет частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики. Именно В. Леонтьев в конце 80-х годов предупреждал об опасности эйфории рыночного саморегулирования и недооценки государственного воздействия на экономику. Что касается увязывания общенациональной и региональных стратегических моделей развития, то к ней следует отнести: разработку стимулирующих (а не фискальных) бюджетов всех уровней; использование балансовых методов планирования и прогнозирования, и особенно, сводных балансов как национальной экономики в целом, так и крупных экономических районов; разработку стабильных нормативов экономического развития, в том числе в отношении и инвестиционной деятельности как на национальном, так и в региональных разрезах. Таким образом, логика системного подхода к региональному социально-экономического управления требует дальнейших усилий как законодательной, так и исполнительной ветвей власти, проявления с их стороны известной политической воли. Список литературы

  1. Соня С. П., Кулешов В. В., Мустафин В. И. Рынок и регионалистика: Учебное пособие. &Mdash; К .: Эльга, Ника-Центр, 2002. — 380 с.
  2. Размещение производительных сил: Учебник / Под ред ... Ковалевского В. В. — К .: Знание, 1998. — 546 с.
  3. Ищук С. И. Размещение производительных сил. &Mdash; К .: 1999.
  4. Качан Е. П. Размещение производительных сил Украины. &Mdash; К .: 1998.