Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли украины

Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли Украины Важнейшей задачей настоящего Украины для обеспечения ее выживания как суверенного государства и полноценного участия в международных отношениях является выбор эффективной модели развития, разработка стратегии и системы национальной безопасности, которые должны быть адекватными геополитической ситуации. Важное место в решении этих проблем занимают вопросы создания условий для эффективной работы и развития украинского топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Нефтяная промышленность играет значительную роль в экономике страны, ведь она обеспечивает большинство отраслей народного хозяйства необходимым сырьем, продуктами нефтепереработки. Нефть была и остается стратегическим сырьем и одним из важнейших факторов экономической независимости любого государства.
Исследованиями рынка нефти и нефтепродуктов Украины занимались такие современные ученые: А. Соскин, И. Барабаш, В. Николаев, В. Дутчак, Сапрыкин, К. Бородин, Ю. Березовская и другие. Необходимость повышения эффективности украинской нефтеперерабатывающей промышленности предопределяет объективно насущную необходимость в дальнейших специальных экономических исследованиях. В Украине до сих пор нет фундаментальных исследований по этой теме. Ранее выполненные работы, в том числе государственные программы, носят преимущественно технологический характер, в то время как их экономические аспекты базируются преимущественно на постулатах централизованной экономики и не полностью учитывают особенности рыночных отношений. Таким образом, исследование источников формирования инвестиционных ресурсов, факторов их эффективного использования, анализ современного состояния нефтеперерабатывающей промышленности Украины и определение перспектив ее развития в условиях рыночной экономики является весьма актуальным научным задачей, решение которой имеет практическое значение. На сегодняшний день Украина занимает 19 место в мире по добыче нефти при ежегодном добычи 3-4 млн. Тонн. Потребности страны в нефти составляют 35-40 млн. Тонн в год. Обеспечивая их лишь на 10% за счет собственной добычи, Украина останется импортером нефти, даже если оправдаются самые оптимистичные прогнозы относительно собственной добычи этих ресурсов. Уровень технической оснащенности отечественных предприятий чрезвычайно низок, о чем, прежде всего, свидетельствует качественная сторона — глубина переработки нефти и процент отбора светлых нефтепродуктов.

свадебные торты
Износ основных фондов большинства технологических установок нефтеперерабатывающих заводов Украины составляет до 58%, относительно низкая загрузка производственных мощностей предприятий (в среднем 40%) и недостаточная глубина переработки нефти (67% против 86-94% в технически развитых странах США и Западной Европы и 71, 6% в Российской Федерации). Отсутствие или недостаточная мощность установок по вторичной переработке нефти, процессов по улучшению фракционного состава нефтепродуктов и гидроочистки дистиллятных фракций на большинстве предприятий является причиной худших эксплуатационных и экологических показателей качества моторных топлив от зарубежных аналогов. Эти факторы и определяют неконкурентоспособность предприятий и продукции, которую они выпускают. Учитывая стремительный рост мировых цен на нефть (за последние два года — в 2,5 раза) среди производителей нефтепродуктов идет напряженная борьба за каждый процент увеличения глубины переработки нефти. В результате низкого уровня загрузки производственных мощностей, себестоимость украинского переработанной нефти очень высока. Украине необходимо решать проблему с загрузкой производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Практика подтверждает, что себестоимость нефти ОАО «Укрнафта» в качестве основного продукта, на котором, главным образом, основывается денежный поток компании, значительно превышает себестоимость 1 тонны нефти основных конкурентов в Украине — «Лукойл» и «ТНК» . Высокоразвитые страны уделяют большое внимание развитию нефтеперерабатывающей промышленности, углублению переработки нефти, энергосбережению, улучшению экологии и автоматизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Другие постсоциалистические страны, кроме стран-членов СНГ, создав привлекательный инвестиционный климат, получили от международных организаций-доноров значительные инвестиции и почти полностью закончили реструктуризацию нефтеперерабатывающей промышленности. Инвестиционное обеспечение развития производства в переходной экономике имеет свою специфику. Нынешняя промышленная и инвестиционная политика Украины является противоречивой, поскольку она базируется частично на либеральной экономической концепции, а частично — на традиции административного регулирования. Разработка эффективного механизма инвестиционного обеспечения производства в переходной экономике требует как теоретического исследования, так и углубленного анализа экономического состояния конкретных отраслей. Достижения существенного прогресса в привлечении средств для перестройки отечественной нефтеперерабатывающей отрасли возможно только благодаря созданию определенных условий, в частности: налоговых и кредитных стимулов для конкретных инвесторов; проектов реконструкции и модернизации действующих нефтеперерабатывающих заводов. Финансирование развития отраслей ТЭК может осуществляться за счет следующих мероприятий: оптимизации ценовой и тарифной политики и доведение инвестиционной составляющей тарифа на энергоносители с учетом целевой надбавки до уровня, обеспечивающего достаточное инвестиционную привлекательность проектов; законодательного введения ускоренной амортизации основных фондов ТЭК, обеспечив при этом целевое использование амортизационного фонда; привлечение средств от реструктуризации и погашения долговых обязательств прошлых лет участников энергорынка в соответствии с Законом Украины «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» от 23.06.2005 г... №2711-IV; государственных средств в соответствии с объемами, определенными действующим законодательством и бюджетом развития на соответствующий год; создание условий для увеличения доходности и повышения уровня капитализации прибыли энергетических предприятий. Принятые в 2005 году документы — Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стабилизации цен на рынке нефтепродуктов», Указ Президента Украины «О мерах по стабилизации ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов» и Поручение Президента Украины Премьер Регби-министру Украины относительно обеспечения передачи в уставный фонд ОАО «Укрнафта» принадлежащих государству пакетов акций ЗАО «Укртатнафта», ОАО «НПК» Галичина "" и ЗАО «Нефтехимик Прикарпатья» является эффективным средством начального этапа обеспечения стабильного функционирования рынка нефти на нефтепродуктов. Состояние украинского рынка нефти и нефтепродуктов отражает особенности кризисных явлений в экономике и в нефтеперерабатывающей промышленности. Нефтяной сектор оказался неспособным отреагировать на изменения в социально-экономическом положении Украины, а рыночные реформы, которые проводились в области, не эффективны. С учетом больших потенциальных возможностей повышения эффективности и влияния на экономику, развитие нефтеперерабатывающей промышленности следует считать одним из основных приоритетов структурной перестройки топливно-энергетического комплекса и инвестиционной политики в Украине. Для вывода из кризисного состояния украинской нефтеперерабатывающей отрасли, для достижения уровня стран Запада, необходимо, с учетом текущей цены мирового рынка нефти, модернизировать действующие украинские НПЗ, для того, чтобы увеличить показатели переработки нефти до уровня глубокой схемы, то есть до 90-95%. С этой целью целесообразно, воспользовавшись помощью ведущих западных нефтяных компаний, начать применение принципиально новых схем развития НПЗ, инновационных для отечественной нефтепереработки. Возможно несколько вариантов развития нефтеперерабатывающей отрасли Украины. Необходимо принимать во внимание, что развитие нефтеперерабатывающей отрасли может быть эффективным как при передаче предприятий отрасли частным компаниям (на примере Польши), так и при условии полного государственного контроля области. Для достижения эффективного функционирования нефтеперерабатывающей отрасли любого из выше приведенных вариантов, обязательным условием является стабильность законодательства в стране. Литература:

  1. Сапрыкин. Энергетика Украины: экономический, политический и стратегический измерение // Национальная безопасность и оборона. — 14 ноября 2001
  2. Г. Левченко. Вертикальная интеграция в нефтяной отрасли Украины // Экономист. — № 5, 2005
  3. Финансовое обеспечение развития топливно-энергетического комплекса //
  4. А. Шпак. Мировой и украинский рынки нефти и нефтепродуктов: современные тенденции развития // Экономический журнал XXI №6'2003
  5. Дорожкина М ... Рынок нефти и нефтепродуктов Украины: проблемы развития и регулирования // Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, №85. — 2006 гг. — С.8-11.
  6. Лосицкий А. Ю. Возможности и перспективы инвестиционного процесса в нефтеперерабатывающий отрасли Украины на основе зарубежного опыта // Актуальные проблемы экономики, № 12 (24). — В 2004 гг. — С.125-129
  7. Шерстюк Р. В.Развитие нефтегазового комплекса Украины в условиях глобализации мирового ТЭК // Актуальные проблемы экономики, №1 (55). — 2006г.