Динамика, проблемы и перспективы развития производительных сил приднепровского экономического района

В развитии водного транспорта велика роль Днепра, особенно после сооружения Днепрогэса. После завершения строительства каскада гидроэлектростанций значение Днепра возросло еще больше. Важнейшими речными портами на Днепре есть Запорожье (крупный перевалочный пункт в железнодорожно-водном сообщении ряда районов страны с Приднепровье и Донбассом) и пристани — Запорожье, Днепропетровск, Днепродзержинск, Никополь. Предполагается строительство портов на Днепродзержинском водохранилище, важным портом станет Верхнеднепровск. Значительную роль в экономических связях играет морской транспорт. На побережье Азовского моря (в Запорожской обл.) Расположен крупный морской порт Бердянск, который занимает значительное место в общем грузообороте страны; особенно возросло его значение после постройки Волго-Донского судоходного канала. От порта Бердянска курсируют суда в направлении Мариуполя, Таганрога, Ростова-на-Дону и городов Крымско-Кавказского побережья. Неуклонно растет значение автомобильного транспорта в внутрирайонных и межрайонных перевозках.

Купить шафран
Приднепровья имеет развитую сеть нерельсовых путей. Длина дорог с твердым покрытием составляет 6,1 тыс. Км. Среди них выделяются очень важны автомагистрали Москва — Симферополь, Запорожье — Новомосковск и др. Авиатранспорт связывает крупнейшие города Приднепровья (Запорожье, Днепропетровск, Никополь, Кривой Рог и др.) Со многими центрами страны. Хозяйственный комплекс, созданный в Приднепровье, определяет и характер его межрайонных связей. В основном вывозятся продукция горнорудной, металлургической промышленности, машины, строительные материалы, а также сельскохозяйственная продукция, уголь, нефтепродукты, бокситы, лес, текстиль и другие виды продукции. Приднепровья является одним из важнейших экспортеров промышленной продукции в страны Европы, Азии и Африки. Экспортируют железную и марганцевую руды, прокат, металлургическое оборудование и тому подобное. Структура ввоза и вывоза свидетельствует о значительном уровне развития производительных сил и является следствием специализации хозяйства Приднепровья в Украине. На территории Днепропетровской области сформировались три промышленных узла. На Днепропетровский узел приходится 30% промышленной продукции области, его основу составляют черная металлургия, машиностроение и химическая промышленность, а также легкая, мебельная отрасли и производство строительных материалов. Криворожский узел специализируется на железорудной промышленности и горнорудном машиностроении в сочетании с легкой и пищевой промышленностью; Днепродзержинский — на металлургии, химической, машиностроительной, цементной отраслях в сочетании с легкой, пищевой, строительных материалов и деревообрабатывающей отраслями. Формируются промышленные узлы: Никопольский (черная металлургия, в частности производство труб, машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность), Павлоградский (каменноугольная, химическая, машиностроительная, металлообрабатывающая, пищевая отрасли промышленности), Новомосковский (черная металлургия, в частности производство труб, легкая промышленность, машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая промышленность), Марганецкий (горнорудная, машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая промышленность), Синельниковский (машиностроение и металлообработка, легкая, фарфоро-фаянсовая, строительных материалов и пищевая промышленность). Проблемы и перспективы развития района. К наиболее важным направлениям перспективного развития хозяйства Приднепровского экономического района принадлежит топливно-энергетический комплекс, основой которого является каменный уголь Донбасса. В связи с повышением себестоимости добычи угля встает вопрос о закрытии некоторых нерентабельных шахт. Целесообразно оснастить действующие шахты газовловлювачамы для дальнейшего использования сжиженного газа метана в качестве топлива на транспорте и в электроэнергетике. Основной задачей снижения напряжения топливно-энергетического баланса ограничения наращивания мощности энергоемких производств, развитие атомной энергетики, теплоэнергетики. Перспективным является использование бурого угля Днепровского буроугольного бассейна, которое используется как энергетическое топливо, для извлечения озокерита, в металлургической промышленности и др. Оно пригодно для полукоксования и газификации с получением различных смол, полукокса, горючего газа, жидкого топлива и др. В юго-восточной части бассейна, то есть в Запорожской и Днепропетровской областях, сосредоточено более 50% общих запасов угля. Часть их можно добывать открытым способом. Основными направлениями развития металлургического комплекса является перепрофилирование некоторых металлургических комбинатов на выпуск электростали, совершенствование технологий, привлечение железорудных баз в Приазовье, повышение качества выплавляемой стали. Проблема для Приднепровья является охрана окружающей среды, острота которой усиливается тем, что вблизи находятся другие крупные города-загрязнители окружающей среды — Днепродзержинск (45 км), Кривой Рог (151 км), Верхнеднепровск (73 км). Экологическая ситуация в Днепропетровске и особенно в Днепродзержинске принадлежит к самым острым в мире. Большое значение имеет санаторно-курортное хозяйство Приднепровья. Некоторые проблемы ускоренного развития производительных сил Приднепровье и повышение экономической и социальной эффективности его производства примерно такие, как и в Донбассе. Это прежде всего техническое переоснащение производства, охрана окружающей среды, в частности его охрана от загрязнения промышленными отходами. Высокая территориальная концентрация мощных металлургических и других производств, расположенных возле Днепра, также обостряет проблему охраны водных ресурсов. Не менее важной является проблема резкого сокращения использования плодородных земель с несельскохозяйственной целью. Основные направления решения проблем — внедрение безотходных технологий на производстве, в том числе на предприятиях черной металлургии, горнодобывающей и химической промышленности, широкое использование отходов, разработка и осуществление научно обоснованных мероприятий по использованию отходов производства, рекультивация земель. Окончательно не решена проблема рационального использования орошаемых земель и гидротехнических мелиоративных сооружений, обеспечение оптимального распределения средств и ресурсов, направляемых на освоение осушенных земель, их гипсование и создание нового мелиоративного фонда; значительный ущерб наносит подтопления плодородных земель, в том числе в районе крупного Каховского водохранилища. Необходимым условием комплексного развития района является развитие легкой, пищевой промышленности, а также непроизводственной сферы. Существенное для района более полное и рациональное использование местных рекреационных ресурсов — на побережье Азовского моря, возле Днепра с его притоками, вблизи лесных массивов, у истоков лечебных вод и грязей. Указанные выше и другие проблемы перспективного развития хозяйства Приднепровского экономического района актуальные практически для всех его частей.