Структура собственности

  • первый этап, который продлится около полутора лет (до 2008 года), предусматривает разработку концепции приватизации объектов топливно-энергетического комплекса с одновременным определением (подтверждением) перечня объектов не подлежащих приватизации и соответствующим законодательным обеспечением ее реализации, в частности, урегулирование вопросов относительно форм собственности малых ГЭС и ТЭЦ;
  • второй этап предусматривает разработку и согласование программы приватизации по отраслям топливно-энергетического комплекса и практическую приватизацию объектов;
  • третий этап, предусматривающий осуществление ревизии объектов, запрещенных к приватизации, и корректировки их перечня с учетом возможности применения способов, альтернативных конкурсной продажи государственных пакетов акций.
Целью приватизации объектов ТЭК остается повышение эффективности функционирования предприятий, но в отличие от кампаний по приватизации, которые произошли в 1998 — 2000 годах, основной акцент ставится на построении инновационной модели приватизации, применение которой позволит привлечь средства негосударственных инвесторов.
сервис обмена электронных валют
Для объектов топливно-энергетического комплекса необходимо применять такие способы приватизации, позволяющих направить средства от приватизации (в полном объеме или частично) непосредственно на реализацию инвестиционных проектов. Это возможно только при условии законодательного закрепления альтернативных способов приватизации (выкуп на конкурсной основе дополнительной эмиссии акций акционерных обществ, созданных в процессе корпоратизации, создания новых хозяйственных обществ на базе целостных имущественных комплексов предприятий с участием инвестора, применение механизмов концессии, аренды и лизинга, а также совершенствования процедуры конкурсного продажи акций в направлении создания действенного механизма, прежде всего направленного на соблюдение инвестором инвестиционных обязательств в отношении приватизированных компаний согласно стратегическим направлениям развития ТЭК в целом). С учетом того, что топливно — энергетический комплекс является базовым элементом экономики Украины и определяет уровень ее развития, приватизация объектов ТЭК должна проводиться на принципах индивидуального подхода к каждому объекту с точки зрения избрания наиболее целесообразного для этого объекта способа приватизации. Для обеспечения условий эффективной приватизации объектов топливно — энергетического комплекса на первом этапе необходимо:

  • повысить финансово-экономическую стабильность функционирования предприятий;
  • усовершенствовать систему государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования и усилить контроль за выполнением условий лицензионной деятельности и условий договора приватизации;
  • научно-правовое обеспечение защиты интересов государства и прав потребителей при приватизации и дальнейшем функционировании объектов ТЭК;
  • завершить создание прозрачной и справедливой системы ценообразования и определить порядок пересмотра цен и тарифов.
Реформирование отношений собственности в ТЭК Реформирование отношений собственности в энергетике имеет целью обеспечение надежного и эффективного функционирования предприятий. Приватизация в энергетике может осуществляться через:
  • публичное размещение акций энергокомпаний на фондовом рынке;
  • реализацию контрольного пакета акций стратегическому инвестору с отдельным обоснованием при приватизации конкретных объектов энергетики.
Анализ опыта зарубежных стран показывает, что приватизация предприятий ТЭК через стратегического инвестора не решает ключевые проблемы отрасли. Инвестиции в энергетику слишком капиталоемкий и длительными по времени, что делает их уязвимыми по политическим, экономическим, технологических и других рисков. Такие обстоятельства обусловливают проблематичность привлечения значительных частных инвестиций. Одним из вариантов реформирования является создание публичных акционерных компаний. Ключевым требованием и признаком такой компании является прозрачность ее деятельности. Кроме того, обязательным условием деятельности публичной акционерной компании является свободное обращение ее акций на фондовом рынке. Источником привлечения инвестиционных средств такой компанией является выпуск различных финансовых инструментов (дополнительные акции, облигации и т. д.). Учитывая мировой опыт, публичные акционерные компании в ТЭК Украины целесообразно создавать в сферах деятельности естественных монополий (например, транспортировки электроэнергии и газа), а также в сфере особых государственных интересов (например, комбинированное производство электроэнергии и тепла для населения, хранения природного газа). В странах, где законодательно не запрещена приватизация магистральных нефтегазовых трубопроводов, атомных электростанций в этих секторах энергетики также создаются публичные компании. Предпосылками создания публичных акционерных компаний в энергетике должны стать: развитие национального фондового рынка, интегрированного с соответствующими международными рынками, а также принятие закона об основах функционирования публичных акционерных компаний. Закон должен, прежде всего, определить сферы деятельности таких компаний в ТЭК. Кроме того, закон должен установить требования к созданию и функционированию компаний такого рода. Требования по созданию должны устанавливать минимально допустимые размер уставного фонда, количество акционеров и максимально допустимый объем акций у одного акционера, предусматривать обязанность публичного размещения акций, определять порядок назначения руководящих органов компании (например, путем конкурсного отбора) и др. К основ функционирования публичных акционерных компаний, которые предусматриваются законом, относятся требования к прозрачности деятельности компании, в частности о необходимости обнародования информации о своих акционерах, в том числе реальных владельцев акций, служить важным фактором подтверждения надежности компаний, а также будет способствовать росту доверия к ним со стороны населения. Кроме того, публичная акционерная компания периодически обнародовать свою бухгалтерскую отчетность, результаты независимой аудиторской проверки и другую информацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью, например, информацию о размере вознаграждения должностных лиц компании, допущенные ею нарушения и наказания за них и тому подобное. Учитывая стратегическую роль энергетики в жизнедеятельности страны, создание публичных акционерных компаний в этой сфере целесообразно начинать только после обеспечения надлежащих законодательных и организационных условий их функционирования. Создание публичных акционерных компаний должно стать одним из основных направлений реформирования отношений собственности в ТЭК. Для обеспечения надлежащих условий функционирования объектов ТЭК, имеющих стратегическое значение для государства, предусматривается урегулирование на законодательном уровне вопросов выполнения инвестиционных обязательств, лицензионных условий и возвращении объектов в государственную собственность при нарушениях вышеупомянутого.